17.06.2024

Законопроект 10101, который вносит изменения в законодательство в сфере организации и проведения азартных игр и государственных лотерей, наделал немало шума. Ряд экспертов утверждает, что если документ примут, он фактически затормозит развитие игровой индустрии.

В начале ноября законопроект поддержал финансовый комитет парламента, а в КРАИЛ решили, что его можно принять за основу, хотя он и нуждается в доработке.

Скандальный законопроект Гетманцева о лотереях: Чем на самом деле он угрожает игорному бизнесу

Как ранее отмечал Железняк в своем телеграмм-канале, законопроект предлагает:

1) Уточнить нормы контрольных закупок для КРАИЛ, чтобы комиссия могла реально их осуществлять;

2) Запретить выдавать лицензии на игорный бизнес тем, кто имеет налоговый долг или долг по старым лицензиям;

3) Увеличить и сделать обязательной плату за лицензии на лотереи до момента получения новых лицензий, ведь лицензионные условия отсутствуют, и лотерейщики за лицензии не платят;

4) Исключить опыт работы в Украине из условий получения лицензии на лотерею.

Но казалось бы благородные нормы вызвали шквал критики. Медийщики, представители игорного бизнеса и смежных сфер заявили, что в случае вступления в силу документ позволит операторам лотерей работать как букмекерские конторы, казино и даже онлайн-казино. При этом заплатят они только 18,5 млн. в год за лицензию на лотерею. Тогда как только букмекерская лицензия обходится более чем в 120 млн. рублей.

Но неужели законопроект действительно открывает перед лотерейщиками столько дополнительных и губительных для бюджета и игровой отрасли возможностей?

Еще большая нагрузка на лотерейщиков?

Как прокомментировала нам руководительница практики финансового права юрфирмы Jurimex Светлана Грищенко, документ не предусматривает изменений в объем деятельности по выпуску и проведению лотерей, видов лотерей, а также не изменяет введенный в 2020 году подход к определению операторов государственных лотерей (конкурсный отбор) и размер платы за лотерейную лицензию.

«Для лотерейных компаний данный проект не открывает новых видов деятельности. Лотерейная лицензия не дает права на осуществление букмекерской деятельности и другой деятельности в сфере организации и проведения азартных игр», – комментирует юристка.

Она добавляет, что документ наоборот усиливает финансовую нагрузку на операторов лотерей, ведь «вводит новые дополнительные ежемесячные платежи, при том, что для них сегодня установлена самая высокая ставка налога на доход — 30%».

И действительно, ни о каких дополнительных видах деятельности в документе речь не идет. Но ситуация несколько сложнее.

Нелегалы под крышей лотереи

По словам некоторых представителей рынка, возможности организовать подобие букмекерской конторы, казино или зала игровых автоматов для операторов лотереи прописаны в существующем украинском законодательстве, и такие случаи действительно масштабно случались до легализации игорного бизнеса.

Скандальный законопроект Гетманцева о лотереях: Чем на самом деле он угрожает игорному бизнесу

Под «мгновенные лотереи» маскировались игральные автоматы, а лотерея тото может быть заменителем букмекерства. Ставку на спорт на сайте МСЛ без проблем можно сделать и сегодня. Кроме того, нелегальные гемблеры официально становились «распространителями государственных лотерей». Закупил автоматы, договорился с оператором – и все, работай, несмотря на официальный запрет.

«Было несколько тысяч игорных заведений под брендами лотерей, по 15-20 в одном городе. Любой имел доступ к терминалам, где была имитация игровых автоматов. Объясняли, что каждое нажатие на клавишу для открытия «лотерейного билета» – это просто мгновенно лотерея. Сейчас ничего не изменилось, в законодательстве есть эта норма», — рассказал на пресс-конференции координатор Ukrainian Gambling Council по развитию наземных игорных заведений Сергей Иваненко.

Добавил, что законопроект разрешает нелегалам вернуться к предварительной схеме работы под крышей государственных лотерей.

Скандальный законопроект Гетманцева о лотереях: Чем на самом деле он угрожает игорному бизнесу

Впрочем, объяснение скорее не в самом законопроекте, а в ситуации на рынке лотерей. А также в том, что, став законом, 10101 позволит операторам лотерей сделать первый шаг из серой зоны.

Не платят за лицензии, но ждут перемен

Еще в 2012-м парламентарии приняли закон о государственных лотереях. Он, в частности, утверждал, что до принятия соответствующей нормативно-правовой базы на рынке останутся только лотереи, имеющие лицензию, или лотереи с просроченной лицензией. В 2014 году срок действия старых лицензий истек, а нужную нормативно-правовую база и лицензионные условия так и не приняли. Так продолжается по сей день.

Периодически попытки принять лицензионные условия были, но блокировались конкурирующими группами влияния.

Так же периодически власти пытались избавиться от нелегальных игровых автоматов. Например, в 2019-м тогдашний премьер Алексей Гончарук кичился, что исключил возможность распространения игорного бизнеса под видом государственных лотерей.

«Министры проголосовали за отмену соответствующих положений о распространителях лотерей в лицензионных условиях», – уточнял он.

Схема посыпалась после принятия закона о легализации игорного бизнеса, но описанные случаи бывают и сейчас. «Обнаружить зал нелегальных игровых автоматов, маскировавшийся под государственную лотерею» – все еще классика работы правоохранителей.

Между тем, лотереи существуют в сером поле, работая без лицензии и возможности планировать. По словам Железняка, долг активных операторов из-за невыплаченных лицензий уже составил 1,3 млрд грн.

Решение ситуации от парламентариев – тот же 10101. Но при этом он может заложить фундамент для создания нормативно-правовой базы, о которой говорится в законе о лотереях, и которая может дать старт возрождению лотерейного бизнеса. Возможно – со всеми предварительными перекосами. Тем более что в проекте лицензионных условий за 2021 год снова есть норма о распространителях.

«Сеть распространения государственных лотерей может состоять из собственной сети распространения оператора государственных лотерей и сети распространителей, осуществляющих распространение лотерейных билетов на основании договора о распространении государственных лотерей».

Решение ситуации от гемблеров – приравнять лотерею к азартным играм и, соответственно, установить гораздо более высокую плату за лицензию, чтобы заниматься вышеупомянутыми махинациями было невыгодно. Собственно, такой шаг они много лет ждут от власти, пытаясь заблокировать другие варианты.

Но такое решение не кажется адекватным для классической лотереи. Поэтому еще одним решением могло быть разделение лицензий на различные виды лотерей и более четкие юридические формулировки, которые не позволили бы называть лотереей игры на автоматах. Впрочем, стремления работать в этом направлении пока нет.

Что же касается 1010, то приговором отрасли его пока назвать трудно. Все будет зависеть, во-первых, от лицензионных условий, которые могут быть сформулированы более или менее четко, уменьшив возможности для злоупотреблений. Во-вторых, от настроявласти в борьбе с нелегалами. Хотя учитывая имеющееся количество незаконных игорных заведений, надеяться на эту настроенность слишком оптимистично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *