Директор «Лотереи Массачусеттса» Марк Уильям Брекен на заседании Комиссии по лотереям США пожаловался, что в феврале этого года по сравнению с предыдущим продажи билетов снизились на 6,8%, а чистая годовая прибыль компании «похудела» на $28,4 млн. Ситуацию менеджер связал со стремительным развитием букмекерства в стране. Но прав ли он прав?
Ученые с Брекеном не согласны. Так, авторы исследования Университетов Алабамы и Невады выяснили, что «каждый доллар, потраченный на ставки на спорт онлайн связан с увеличением доходов лотерей на $0,21», пишет LotteryGeeks. Показатели некоторых штатов такие результаты подтверждают: в частности, после легализации беттинга в Огайо и Кентукки лотерейных билетов стали покупать больше.
Впрочем, некоторые считают, что между уровнем дохода двух видов гемблинга нет причинно-следственной связи вообще, а оба показателя обусловлены третьими процессами. Работа итальянских ученых показывает, что различные виды гемблинга связаны с различными видами эмоций и разной мотивацией. Поэтому можно предположить, что аудитории совпадают лишь частично.
«Наши собственные исследования показывают, что ставки на спорт и игра в лотерею — два совершенно разных вида деятельности, даже если демографические показатели пересекаются. Широкая популярность лотерей свидетельствует о том, что многие игроки также являются спортивными болельщиками, но пока я не видел ни одного исследования, которое бы показывало, что ставки на спорт и лотереи поглощают друг друга», — говорит Джен Джонсон, исполнительный вице-президент консалтинговой компании в сфере гемблинга Victor-Strategies.
При этом представление о конкурирующем характере двух видов гемблинга довольно распространено. Мол, поставить на любимый матч легче и приятнее, чем покупать билет, поэтому многие игроки отказываются от второго в пользу первого. В популярности такого тезиса есть довольно прагматичная причина, и кроется она в личных мотивах самих популяризаторов.
В частности, господин Брекен, жалуясь на снижение продаж, педалирует легализацию онлайн-продаж лотерей в Массачусетсе. Собственно, за этот шаг компания борется уже пять лет с переменным успехом. Согласно проведенному в штате опросу, введение возможности играть в лотерею онлайн поддерживает половина респондентов. Отметим, что в разных штатах к онлайн-лотереям относятся по-разному. Например, в Техасе и Колорадо наоборот рассматривают возможность ее запретить.
Интересно, что ситуация с распространением лотерей в США не однозначна. В девятнадцати штатах люди могут покупать билеты через так называемых лотерейных курьеров. Фирмы-посредники выкладывают распространяемые билеты онлайн и открывают к ним доступ покупателям в мобильных приложениях. Так же онлайн игроки могут забрать свои выигрыши. Сами же лотереи могут существовать только в бумажной форме, а описанная схема служить механизмом для удобства участников. Деятельность таких компаний регулируется только в двух штатах. Еще в 17 компании работают без внимания со стороны властей — мол, схема вписывается в общий характер бизнес-процессов.
Такая ситуация несколько напоминает особенности регулирования в Украине, где лотереи также работают через сеть дистрибьюторов, которые должны продавать билеты любым удобным, в том числе, цифровым способом. Главное же отличие в том, что в Штатах посредники действительно распространяют лицензированные продукты лотерейных компаний. В Украине же во время периода запрета азартных игр дистрибьюторы часто пользовались «крышей» лотерей, чтобы предоставлять доступ к нелегальным игровым автоматам и играм казино. Кроме того, согласно материалам недавно открытого дела, руководителей двух крупнейших операторов государственных лотерей (всего их три — УНЛ, М. С. Л. и «Патриот») подозревают в организации азартных игр казино на сайтах компаний без наличия соответствующей лицензии. Изменит ли расследование и последующий судебный процесс ситуацию, пока сказать сложно.
Но в таком контексте украинские лотерейщики и другие представители игорного рынка являются конкурентами, к тому же у первых есть фора. Им предоставлять услуги казино и букмекеров дешевле и проще (одна дешевле лицензия, возможность рекламироваться, широкая возрастная группа потребителей). И, по мнению многих экспертов, эта конкуренция достигает апогея. Представители рынка открыто заявляют, что законопроект 9256-д, который парламент недавно проголосовал в первом чтении, является чистым лоббизмом интересов лотерейщиков. Впрочем, об этом аспекте время от времени говорит рынок и профильные медиа, и почти никогда — власть.