Верховная Рада в первом чтении поддержала законопроект о лоббизме, и его шансы на дальнейший успех достаточно высоки. Принятие документа может стать знаковым событием для игорного бизнеса, ведь в разных странах гемблеры активно используют этот инструмент.
Вспомним, как работают и за что борются лоббисты в нескольких странах.
Австралия
Согласно данным исследования ученых из Университетов Мельбурна и Квинсленда, представители игровой индустрии нанимают больше лоббистских компаний, чем предприниматели, работающие с пищевой промышленностью, алкоголем и табаком.
Методы игровых лоббистов далеко не всегда одобряют в обществе.
Например, в прошлом году журналисты The Australian Financial Review выяснили, что представительная организация игорного бизнеса Responsible Wagering Australia оплатила роскошный обед в честь дня рождения министра связи Мишель Роуланд, частично курирующей принятие норм для отрасли.
И такие кейсы, по мнению журналистов, вершина айсберга. Например, в 2017-м взносы игорного бизнеса на кампании политиков составили 10% от общей суммы.
Вызовы на повестке дня нередко бывают глобальными. По информации The Guardian, в декабре лоббисы выстроились в очередь на прием к Роуланд с аргументами против внедрения бана на рекламу гемблинга. Борьба продолжается, но чего-то лоббисты уже достигли. Ведь после того, как комитет парламента рекомендовал правительству запретить рекламу азартных игр, прошло уже полгода, а ни одного ощутимого шага не последовало.
Великая Британия
По данным The Guardian, расходы игорного бизнеса и, соответственно, лоббистов на выстраивание отношений с членами британского парламента за последние пять лет выросли в 10 раз. В основном законодателей задабривают «небольшими» презентами – например, билетами на самые популярные спортивные поединки.
Стремление удерживать контакт с парламентариями объясняют просто: мол, они – крупный работодатель и в целом оказывают масштабное влияние на экономику страны. Поэтому законодатели также должны стремиться их услышать.
Попытки быть услышанными приносят успех. В последние годы многие британские политики изменили взгляд на игорный бизнес и отведенную ему степень свободы. Когда спортивные билеты оказываются недостаточным аргументом, парламентариев могут приглашать выступить на ивентах за солидные деньги. Или предлагать им вторую работу.
В результате запланированный пересмотр норм для гемблинга в 2019 переносился четыре раза, пишет Bloomberg. А летом 2022 года администрация в правительстве Бориса Джонсона согласилась отменить некоторые строгие нормы.
Не так давно, не без помощи гемблеров, британские власти пришли к выводу, что влияние рекламы азартных игр на рост проблемы зависимости не доказано. Потому запрещать рекламу причин нет.
США
Игорный бизнес в этой стране также имеет мощное лобби. В частности, старанием лоббистов гемблинговая индустрия США обязана распространению ставок на спорт на большинство территории страны. До 2018-го сделать свои прогнозы можно было только в четырех штатах, в остальных действовал федеральный запрет. В 2018 году адепты ставок добились снятия бана и всего через четыре года бетинг стал легальным в 31 штате, пишет NYT.
Агитировали за разрешение теми же способами: материальной поддержкой, билетами на матчи и другими подарками, визитами звезд спорта на знаковые для политиков ивенты.
Конечно, не обошлось и без наиболее привычного для лоббистов инструмента – аргументации. Одним из козырей было утверждение о немалых налогах от нового направления. Система слов и поощрений возымела действие и продолжает приносить результаты.
Логично, что главная задача лоббистов от гемблинга – устранить существующие запреты и не допустить появление новых. К примеру, недавно в СМИ попал кейс, в котором лоббисты компании FanDuel боролись против новых норм в штате Нью-Йорк. Сражались, в частности, с попыткой запретить рекламу азартных игр «на территории кампусов колледжей и университетов». Мол, под такую формулировку могут подойти «несвязанные жилые и коммерческие районы неподалеку». Не нравились лоббистам дополнительные процедуры против отмывания денег и обязательства размещать на игорных сайтах предложение помощи в борьбе с зависимостью. Впрочем, на этот раз регулятор штата настоял на своем.